Первый диагноз «ВИЧ» в Советском Союзе был поставлен в 1987 году переводчику из Москвы, который заразился шестью годами ранее в командировке в Танзании. Он успел передать вирус нескольким сексуальным партнёрам, у которых, в свою очередь, были свои партнёры и семьи. Уже через 5 месяцев после выявления «нулевого пациента» в СССР был принят первый Указ «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД».
Этот короткий документ имел целью защитить общество от людей с ВИЧ при помощи жёстких ограничений, исходя из распространённого тогда мнения, что СПИД – результат порочной жизни. Указ предусматривал принудительное освидетельствование на ВИЧ-инфекцию всех, в отношении кого «имеются основания предполагать» возможность заражения: в случае отказа их должны были доставлять на анализы под милицейским конвоем. Он предписывал принудительную госпитализацию инфицированных и впервые вводил уголовную ответственность до 8 лет лишения свободы за передачу ВИЧ.
Одновременно в стране была создана система эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией: каждое заражение расследовалось, устанавливалась цепочка контактов. В 1988 году вышел приказ «Об обязательном обследовании донорской крови на ВИЧ», хотя возможностей для его реализации пока было недостаточно.
На отношение к проблеме повлияла внутрибольничная эпидемическая вспышка в 1988-89 годах в Элисте и ещё нескольких южных городах: Краснодаре, Волгограде, Ставрополе, Ростове-на-Дону. Заражения происходили через нестерильные шприцы и препараты крови. Жертвами стали несколько десятков детей и молодых матерей. Они не вписывались в концепцию «наказания за грехи». К концу 1989 года в СССР уже насчитывалось 270 заболевших.
Началось создание централизованной системы помощи людям с ВИЧ. При Министерстве здравоохранения появился соответствующий Комитет, в Москве на базе ЦНИИ эпидемиологии и 2-й инфекционной больницы был открыт Всесоюзный центр по профилактике и борьбе со СПИДом. В регионах начинают создаваться областные и городские центры той же направленности. Созданная тогда инфраструктура до сих пор составляет костяк современной медицинской системы по борьбе с ВИЧ.
В обществе росла паника. СПИД называли «чумой ХХ века», боялись заразиться им через рукопожатие или по воздуху. Заражённых детей не брали в детские сады, их родителей увольняли с работы. Был случай, когда автобус с детьми из Элисты забросали камнями.
Семьям, которых коснулась беда, приходится скрываться, менять место жительства. Неудивительно, что даже подозревая у себя ВИЧ, люди до последнего скрывались от медицины.
В ответ на ситуацию в 1990 году принимается закон «О профилактике заболевания СПИДом» – первый в отечественной истории документ, признающий права людей с ВИЧ и направленный против их дискриминации.
Закон гарантирует всем ВИЧ-инфицированным бесплатное лечение, запрещает разглашать их диагноз, увольнять их с работы, исключать из учебных заведений, вводит анонимное освидетельствование на ВИЧ, предусматривает социальную помощь семьям заболевших детей и компенсацию врачам, заразившимся на работе. Это – начало новой эры в борьбе с инфекцией.
В 1995 году был принят действующий и сегодня российский Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого ВИЧ». Сохранив преемственность с последним советским законом, он ещё более развил его антидискриминационные положения. В частности, при наблюдении амбулаторных пациентов с ВИЧ по приказу Минздрава России стал использоваться принцип «доверенного врача»: пациент обращается к одному и тому же специалисту. В 1996 году принята федеральная целевая программа «Анти-ВИЧ/СПИД».
В то же время на фоне социально-экономических проблем 90-х годов начался взрывной рост числа заражённых, во многом за счёт потребителей инъекционных наркотиков. За 1997 год было зарегистрировано втрое больше новых инфицированных, чем в 1996; в 1999 – в шесть раз больше, чем в 1998. Такие темпы сохранялись до начала 2000-х. Развивалась деятельность некоммерческих ВИЧ-сервисных организаций: они занимаются просвещением в вопросах профилактики ВИЧ и СПИДа, помогают в анонимном тестировании уязвимых групп, оказывают поддержку людям с ВИЧ, помогая им сформировать приверженность к лечению.
С 1996 года введено обязательное освидетельствование на ВИЧ заключённых в местах лишения свободы, а с 1997, что особенно важно – обязательное двойное тестирование беременных женщин. Теперь при диагнозе «ВИЧ» будущей маме назначается медикаментозная антиретровирусная профилактика. На сегодняшний день это позволяет ВИЧ-положительным матерям в 98% случаях рождать ВИЧ-отрицательных детей – конечно, при условии дисциплинированного приёма лекарств.
В 2001 году в ООН впервые прошла специальная сессия Генеральной Ассамблеи по проблеме ВИЧ. Россия присоединилась к принятой на ней декларации «О приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом». В стране расширялось финансирование программ по борьбе с ВИЧ, охват нуждающихся антиретровирусной терапией. Запущены программы консультаций по принципу «равный – равному».
Тем временем в новом тысячелетии ВИЧ в РФ выходит за пределы уязвимых групп в широкую популяцию. Если в 90-х годах более 90% заражений приходилось на нестерильные шприцы и 10% на все остальные пути передачи, в 2000-х постоянно растёт доля инфицированных при гетеросексуальных контактах. В 2004 году это уже 25% от всех случаев, и тенденция очевидна. Забегая вперёд: в 2015 через «традиционный» секс вирус получили уже 43% всех новых заболевших, а в 2021 – 67%. Теперь ВИЧ угрожает каждому. Необходимы неотложные меры.
В 2006 году президент Владимир Путин провёл в Кремле специальное заседание Госсовета по проблеме ВИЧ, и вскоре стартовал национальный проект «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией». В 2009-м «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» объявляет ВИЧ одной из главных угроз здоровью нации.
В 2016 году была принята первая «Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Работа над ней велась несколько лет, цель – за 4 года охватить лечением 56% вставших на учёт инфицированных пациентов вместо 37%, а диагностикой – 24% вместо 19%.
В этом же году запущена всероссийская акция по бесплатному анонимному тестированию на ВИЧ-инфекцию, впоследствии получившая широкую известность под названием «Тест на ВИЧ: Экспедиция».
Команда специалистов год за годом посещает российские города с неблагоприятной статистикой ВИЧ, чтобы информировать жителей о проблеме распространения ВИЧ-инфекции, дать им возможность за 15 минут сделать анонимный анализ и проконсультироваться с инфекционистами и медицинскими психологами. Масштабы акции постоянно растут: начав с 10 крупных областных центров в 2016-м, через 6 лет, в 2021 году, она охватит уже 157 больших и малых городов в 55 регионах. В общей сложности свой ВИЧ-статус узнают десятки тысяч людей.
В 2019 году обновлены клинические рекомендации по лечению ВИЧ. Новые схемы терапии должны снизить побочные эффекты. Поставлена амбициозная цель стремиться к принципу «лечим всех»: назначать медикаменты АРТ людям с ВИЧ независимо от их иммунного статуса. Согласно рекомендации ВОЗ, такой подход даёт лучшие результаты.
Наконец, в прошлом, 2020 году принята новая «Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 года». В ней ставится амбициозная цель – добиться того, чтобы к 2030 году ВИЧ перестал быть угрозой для общества. Планируется, что к этому моменту 95% людей с ВИЧ будут знать о своём диагнозе и 95% стоящих на диспансерном учёте – получать современную антиретровирусную терапию. Это даже больше, чем рекомендует международная программа ООН для того, чтобы одержать глобальную победу над вирусом. Ведь АРТ-терапия позволяет снизить вирусную нагрузку пациентов до стабильно неопределяемого уровня. Они больше не могут передать ВИЧ даже половым партнёрам, и распространение инфекции останавливается.
Согласно новой стратегии, просветительские задачи не менее значимы, чем диагностика и лечение. С этой целью уже шесть лет подряд проходят масштабные Всероссийские коммуникационные кампании, направленные на информирование граждан по теме ВИЧ. Развивается сотрудничество с некоммерческими организациями. В 2021 году для них объявлен конкурс «НКО против ВИЧ-инфекций. Практики и решения» с призовым фондом 5 млн рублей. Четыре НКО-победителя, предлагающие решения практических вопросов людей с ВИЧ, смогут использовать эти деньги на реализацию своих программ.
Сформировать у людей ответственное отношение к своему здоровью – одна из целей. Так же важно создать в обществе полностью толерантную среду для людей с ВИЧ. Только в таких условиях они могут спокойно обследоваться и конструктивно подходить к лечению.